![]() — Греческая цивилизация от мифов до современности |
|||||||||||||
Мифы и легенды | Греческая история | Современная Греция | |||||||||||
:: Космогония и теогония :: Подвиги Геракла :: Аргонавты и золотое руно :: Троя и троянская война :: Мифы Арголиды :: Одиссея :: Фиванский цикл :: Мифические Боги и герои :: Галерея мифических существ |
:: Греция становится Грецией :: Век семи мудрецов :: Греко-персидские войны :: Жизнь Афин :: Последний век свободы :: Александр и Александрия |
:: Географическое положение :: Политическое устройство :: Традиции и обычаи греков :: Греческая кухня :: Греческий алфавит :: Достопримечательности :: Информация для туристов :: Посольства и визы :: Недвижимость в Греции :: Фотогалерея :: Видео |
|||||||||||
|
Монументы в прошлом и настоящемОлимпияСуществование Олимпии уходит в глубокую древность: первые поселения здесь относятся к 3 тыс. до н. э., древнейшие архитектурные памятники — к 1-й пол. 2 тыс. до н. э. Возникновение самого святилища мифологическое предание относило к микенскому времени, когда здесь поклонялись Пелопсу, особо чтимому местному герою. После укрепления на Пелопоннесе дорийцев Олимпия становится святилищем Зевса; с этого времени здесь, по-видимому, и появился его оракул и регулярно происходили праздничные игры — состязания. Согласно мифологической традиции, эти игры у могилы Пелопса восстановил Геракл, он же, по легенде, и наметил границы святилища с центром — рощей Альтисом. В гомеровскую эпоху в Олимпии отсутствовали значительные постройки; поклонения совершались у алтарей, под открытым небом. Священный округ представлял собой платановую и оливковую рощу, в центре которой высился Пелопион — курган над могилой Пелопса, — и стоял пепельный алтарь Зевса. Пеплом жертвенных животных обмазывали алтарь, самый высокий в Олимпии. Пепел был так прочен, что для восхождения на вершину алтаря в нем пробивали ступени. У подножия холма в эту же эпоху определилось место, где росла «олива священных венков», из ветвей которой Геракл сплел первый венок победителю в восстановленных им священных играх. В 8 в. до н. э. святилище становится местом проведения Олимпийских игр; отныне Олимпия выступает как центр мирного единения различных греческих племен, «священным округом мира». В 6 в. до н. э. в основном формируется олимпийский храмово-культовый комплекс — Альтис. У северо-западных ворот святилища находился пританей, который занимали ведавшие текущими делами святилища пританы, за ним — храм Геры, после которого тянулся ряд сокровищниц (в них размещались дары богам, которых уже не мог вместить храм). За пределами священной рощи, замыкая святилище с юга, располагался булевтерион —место заседания Олимпийского совета — буле. Крупнейшее культовое сооружение архаического времени в Олимпии — храм богини Геры, для статуи которой, помещенной в целле храма, элидские женщины каждые 4 года ткали новый пеплос. Здесь же хранились знаменитые реликвии: ларец тирана Кипсела, бронзовый диск Ифита с записанными на нем правилами Олимпийских игр, маленькая постель из слоновой кости — т. н. «игрушка Гипподамии». В эпоху эллинизма (3-1 вв. до н. э.) жизнь в Олимпии замирает, строительная деятельность оживляется лишь к концу 3 в. до н. э. в связи с новым расцветом олимпийских состязаний и реконструкцией спортивного комплекса. Крупнейшие спортивные сооружения этого времени — палестра для тренировок атлетов (кон. 3 в. до н. э.), с крытыми помещениями, душевыми и бассейном, и гимнасион (2 в. до н. э.), превосходивший своими размерами все остальные постройки Олимпии: размеры гимнасиона (ок. 120 м) позволяли атлетам упражняться на поле, равном олимпийскому стадиону. В гимнасионе хранились также списки Олимпиад и победителей Игр. После завоевания Греции в 146 до н. э. внимание к Олимпии проявляют римляне. Надпись на Метрооне, превращенном в храм Августа, провозглашает императора сыном богов и спасителем Греции — новый расцвет святилища связан с политикой внедрения в Греции императорского культа. В века римского владычества из Олимпии было вывезено в Рим гигантское количество произведений искусства, святилище становится больше похоже на музей, священные игры превращаются исключительно в помпезные спортивные состязания, все большую роль начинают играть в делах святилища негреки и прихоть монархов. Среди немногочисленных построек римского времени — триумфальная арка Неронана месте стены, проломленной для проезда его колесницы, термы, нимфей богача и философа Герода Аттика (2 в.). Покровительство императора Адриана , влюбленного в греческую культуру и даровавшего Греции независимость, как и попытки возрождения древнейшего оракула и языческих культов при Диоклетиане (кон. 3 — нач. 4 вв.) и в период краткой реставрации язычества при Юлиане Отступнике (361-363), уже не могли остановить упадка священного города. Запрет язычества в 394, нашествие готов Алариха в 395, землетрясение, во время которого был разрушен храм Геры и западные стены Альтиса, защищавшие его от вод Кладея, и, наконец, эдикт Феодосия II об уничтожении языческих храмов и разрушение храма Зевса (статуя бога была вывезена в Константинополь, где погибла во время пожара) привели к полному упадку святилища. После столетий забвения в 18 в. произошло «открытие» Олимпии: в 1787 французский ученый Фавель составил первое описание руин храма Зевса Олимпийского, в следующем году в «Описании античной Греции» Бартелеми впервые появляется план Олимпии. После провозглашения независимости Греции на волне возросшего интереса к археологии и древней истории начинаются раскопки на территории комплекса (1829, археолог Дюбуа; 1875-1881, когда в целом был раскрыт почти весь комплекс — археологи Э. Курциус, Ф. Адлер, В. Дерпфельд, А. Фуртвенглер; 1906-1929 — Дерпфельд; раскопки продолжаются до настоящего времени). В 1887 образован музей Олимпии, представляющий собой одно из ценнейших в мире собраний античного искусства. |
||||||||||||
Партнеры: |
© 2006-2025 "Греция.су" Продвижение сайта ©Оптима |