Мифы и легенды Греческая история Современная Греция
Интересное на сайте
:: Рождение и воспитание Ясона
:: Арго и аргонавты
:: Подвиги Александра
:: Получение визы
:: Акрополь Микен
:: Греческие традиции и обычаи

Греция в фотографиях

Все фотографии →

Погода
GISMETEO: Погода по г.Афины

Наши проекты


Монументы в прошлом и настоящем

Акрополь

Единственной доступной стороной на вершине скалы всегда оставалась западная: с других сторон крутые стены уже сами по себе представляли непреодолимую естественную преграду, но с микенской эпохи они укреплялись еще больше, а позже и в V в. до н.э. Фемистоклом и Кимоном, использовавшими вновь блоки развалин, оставшихся от персидских грабежей. В настоящее время можно подняться по оригинальному зигзагообразному лестничному пролету, оставшемуся среди руин лестницы, дополненной римлянами. Другим построенным позже сооружением является массивная дверь, т.н. Бюле. названная по имени французкого археолога, обнаружившего ее в 1852 году. Построена она была римлянами в III в. н.э. для лучшей защиты входа Акрополя во время первого германского вторжения. Относительно поздним является и огромный, расположенный слева монумент из имитского мрамора в виде башни: он, должно быть, служил основой квадриге царя из Пергама, которая была заменена сначала статуями Антония и Клеопатры, а позже статуей Агрилпы, зятя Августа, запечатлевшего эпиграф, сохранившийся до сих пор.


(наведите мышку на картинку для просмотра реконструкции)

Там, где заканчивается подъем, уже в микенскую эпоху проход был защищен бастионами и позже заменен монументальным входом. В проекте Фидия он был заменен Пропилеями - новым сооружением, должным подчеркивать величественность самого места и представлявшим собой огромную поперечную громаду, через которую проходил вход. Строились они под руководством архитектора Мнесикла, начиная с 435 г. до н.э.; три года спустя работы, на которые по обнаруженным надписям уже было затрачено 2000 талантов, были прерваны в результате разразившейся Пелопоннесской войны и, в действительности не были закончены. Для их строительства был использован, прежде всего, пентелический мрамор, дополненный при входе злевсинскими камнями.


Храм Афины Пипе, произведение Каллистрата

Пропилеи предстают в форме огромного прямоугольного здания, по обеим сторонам которого расположено два корпуса, имеющих неодинаковые размеры для сохранения более древних священных мест.


Нике, развязывающая сандалию. Балюстрада Храма Афины Нике

Фасад центрального корпуса с размерами 18.20 м х 25 м украшен шестью дорическими колоннами высотой 8.81 м, увенчанными, как и храмы, архитравом, фризом и фронтоном. Внутреннее пространство пересечено двумя рядами ионических колонн, между которыми проходит лестничный пролет, ведущий к Акрополю; стена с пятью дверями, параллельная фасаду, разделяет корпус на два отделения, которые, ввиду приспособления к уклону, имеют потолки разной высоты. Мраморные кессоны, украшавшие их, своим великолепием вызывали восхищение древних. Фасад из шести дорических колонн завершает лот центральный корпус и со стороны Акрополя.

По сторонам портика, расположенного при входе, каждое из двух крыльев, должно быть, представляло собой здание с гремя дорическими колоннами, но только северное крыло было завершено. Предназначено оно было для хранения полотен Полигнота и потому было названо Пинакотекой. От южного крыла остался только короткий портик из трех колонн, за которым находилось не закрытое помещение, а выход на террасу, гле был возведен храм Афины Нике. Это был маленький храм - 8,27 м х 5,44 м - с четырьмя дорическими колоннами, высотой 4,66 м, на переднем и заднем фасаде. Его проект был отложен па длительное время, и только после 430 года Калликрат смог довести его до конца. Храм опирался на микенский бастион, который в то время был покрыт известняковыми блоками и должен был содержать древнюю деревянную статую Виктории без крыльев или т.н. Нике Аптерос. Непрерывный фриз обшей длиной 25 м проходил по архитравам с четырех сторон. Часть плит в настоящее время находится в Британском музее, а на их место были установлены копии. На восточной стороне были представлены отдельные божества: в центре -Афина между Зевсом и Посейдоном; на других сторонах - возбужденные сцены сражений греков с амазонками и греков с персами. Фронтоны, должно быть, тоже были украшены эпизодами сражений против ама-онок и гагаитов. Ок. 410 г. край бастиона был затишен балюстрадой, декорированной плитами, которые ныне частично сохранились в Музее Акрополя. Здесь находились крылатые победы, запечатленные в различных позах, закутанные в прилегающие или развивающиеся драпировки в маньеристском вкусе, в типичном, т.н. богатом стиле.


(наведите мышку на картинку для просмотра реконструкции)

При выходе из Пропилеев: на верхнем плоскогорье Акрополя возвышается огромный величественный, сооруженный на той же оси Парфенон - храм богини Афины. Когда-то, именно перед Пропилеями, находилась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос, т.е. "предводительницы в битвах", произведение Фидия высотой 7,50 м. которая отражала солнечные лучи, чтобы хорошо видели ее моряки, подходившие к гавани Пирея. Справа южный край утеса был укрыт святилищами Здоровья (Гигиеи) и Артемиды Бравронии и т.н. Калько-текой, где хранились бронзовые изделия выполненные по обету. На северной стороне находились более древние святилища: гроты Аполлона и Пана и святилище нимфы Аглавры с глубоким колодием. вырытым уже в микенскую эпоху; за ними следовал дом Аррефорий. девушек, которые должны были ткать священный пеплос Афине. Его преподносили богине во время процессий на праздниках Панафиней. которые начинались от района Керамик в северозападной части города, пересекали агору, поднимались по Пропилеям и проходили по священной дороге между Эрехтейоном и Парфеноном, степса касались его северной стороны, завершаясь перед восточным фасадом.



Божественная фигура. Фриз Парфенона

Здесь почва была упорядочена сдерживающими стенами. ограничивающими просторную террасу, созданную на развалинах монументов, разрушенных персами в 480 году: отсюда и произошло название персидская насыпь.


Носильщики воды

Когда в прошлом веке эта насыпь была разрыта, открылась самая настоящая шахта архаических скульптур: статуи, сделанные по обету, и храмовой декор, датированные 550-480 гг. до н.э. и хранящиеся в настоящее время в Музее Акрополя. Когда Павсаний, спустя недолгое время, в 150 г. н.э. посетил Акрополь, оставив за собой т.н. путеводитель, представляющий огромный интерес, он увидел все плоскогорье, покрытое статуями, сделанными по обету.

За скалистой местностью ныне прямо встает колоссальный задний фасад Парфенона. Он являлся самым священным монументом граждан, прославленным уже в древности как Трехглавый Тифон. Архаический фронтон. Музей Акрополя. безусловный шедевр греческой архитектуры. Парфенон возводился с 447 г. до н.э. на месте древнейшего храма богини, разрушенного персами; архитектором был Иктин, по руководил работами Фидий, уделяя особое внимание скульптурному декору. В 438 г. храм мог уже быть открыт, а в 432 г. был завершен. Остававшись неизмененным до VI века н.э., позже он был преобразован в христианскую церкокь, после чего в 1400 г. в мичеть, а затем в склад боеприпасов, все время сохраняя большую часть своего мрамора. Пораженный пушечным выстрелом Морозини в 1687 году храм был частично разрушен. Многие из его скульптур были спасены и в 1803 году перевезены в Лондон лордом Эльгиным. После завоевания греческой независимости древние структуры, как и остальная часть Акрополя, были освобождены от средневековых и турецких наложенных структур. В 1930 году была поднята вся северная колоннада, но реставрационные работы продолжаются еще и в настоящее время. Полностью построенное из иентелического мрамора сооружение опирается на трехступенчатое основание. На фасаде находилось 8 дорических колонн и 17 по боковым, высотой 10.43 м и диаметром основания 1,905 м. полные размеры составляли 69,54 м х 30,87 м. Впечатление абсолютного совершенства было достигнуто посредством частого переплетения соотношений отдельных частей, а также благодаря благоразумному использованию едва заметных оптических корректировок: основание имеет углубление ок. 7 см (на 70 м), фусты колонн на уровне 2/3 слегка надуты и слегка наклонены к центру здания, угловые колонны чуть большего размера приближены по сравнению с остальными и т.д.


Интерьер Парфенона со статуей Афины Парфенос работы Фидия. Реконструкция
(наведите мышку на картинку для просмотра реконструкции)

На колоннах располагались архитравы, увенчанные дорическим фризом с триглифами в чередовании с украшенными метопами, выполненными мастерской Фидия. На восточной стороне -метопы с изображением амазономахии на левой - эпизоды на тему взятия Трои; на южной стороне - кентавромахия; на западной, над главным фасадом - гигантомахия, т.е. сражение с Гигантами. Многие из них были утеряны, но некоторые еще можно увидеть на своих местах, одна находится в Париже, а остальные в Лондоне.

Две короткие стороны были увенчаны фронтонами, которые тоже украшали скультуры Фидия. На фронтонах, находящихся на западной стороне, видной с Пропилеев, - спор Афины и Посейдона из-за превосходства названия города: между ними находилась маслиновая ветвь, дар победительницы Афины: трезубец Посейдона указывал на источник, рожденный богом. Мало что осталось от этого фронтона, но он достаточно известен благодаря рисункам, сделанным до поражения Морозини.

На восточной стороне было изображено рождение Афины из головы Зевса, в то время как другие божества Олимпа наблюдали за событием. Особенно знаменитыми являются статуи: в левом углу - лежащий Дионис и на противоположной стороне - окутанная в богатейшую драпировку, расслабленно сидящая Афродита. Как и большинство других скульптур, в настоящее время обе статуи находятся в Британском музее. Еще видны выступающие по краям две конские головы колесницы Солнца и одна голова коня колесницы Луны, заключавшие, как будто в рамку, сцену на космическую тему.


Фрагмент процессии восточного фриза Парфенона

Внутри храма 46 колонн перистиля отделены от стены целлы узким коридором. Ранее в нем можно было увидеть длинный фриз (160 м), вероятно, являвшийся самым известным из произведений Фидия-скульптора; фриз проходил вдоль самой высокой стены внешней части целлы. На нем была изображена процессия праздников Панафиней, проводившихся каждые четыре года в июле-августе и длившихся двенадцать дней. Действие начиналось на юго-западной стороне сбором всадников в Керамике, разворачивалось в обе стороны многочисленными фигурами участвующих в процессии и заканчивалось в центре восточной стороны, над главным входом, изображением преподнесения богине пеплоса. Большинство из этих пластин ныне тоже находится в Лондоне, но на месте еще и сейчас можно увидеть некоторые из них с изображением сцен подготовки к отправлению.


Статуэтка Афины Парфенос из Варвакеиона.
(Национальный Археологический музей. Афины.)

В целде, на каждой из коротких сторон, тоже находилось шесть колонн, а внутри она была разделена на три нефа четырьмя дорическими колоннами и предназначалась для хранения самых ценных обетовых даров, которые преподносились богине; часть, открывавшаяся к востоку, являлась самой священной частью: длина ее была сто футов, и два ряда двухъярусных колонн разделяли ее на три больших нефа; центральный неф, в свою очередь, заканчивался тремя колоннами, которые как будто обматывали колоссальную хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос, произведение Фидия высотой почти в 15 метров. Статуя возвышалась на деревянной конструкции, обнаженные части были сделаны из слоновой кости, одежда и оружие были покрыты более чем тонной золота. Богиня была изображена стоя с расположенной па груди эгидой с головой горгоны и со шлемом, украшенным сфинксами. В правой руке она держала Викторию на колонне, в левой руке - шлем, поставленный на землю. На шлеме были изображены: в центре - гигаитомахия, по краям - амазономахия. Фидий был обвинен в наглости, поскольку говорилось, что хотел он здесь изобразить самого себя лысым воином и Перикла гоплитом среди греков, победивших амазонок. Подошвы сандалий Афины были украшены кентавромахией, в то время как основание - мифом рождения Пандоры в позолоченных фигурах на мраморе. В 426 г. статуя была перевезена в Константинополь, где была разрушена. В настоящее время мы можем достаточно точно представить себе угу статую по многочисленным описаниям и некоторым античным скульптурам, которые воспроизводят ее в сокращенных размерах.

Между Парфеноном и Эрехтейоном, прямо на нетронутой скале, заметно основание еще одного храма - храма Афины Полиады, который был разрушен во время персидского разграбления. По астрономическим расчетам, основанным на ориентации храма, предполагалось, что был построен он в 529 г. до н.э.; украшения фронтонов, находящихся ныне в музее Акрополя, в действительности, датируются ок. 525 г. до н.э.


Реконструкция юго-восточной стороны Эрехтейона
(наведите мышку на картинку для просмотра реконструкции)

Еще дальше на север, почти на северном краю Акрополя, возвышаются белые стены Эрехтейона. Это сложное сооружение служило местом хранения различных древнейших культов. Построено оно было из пентелического мрамора архитектором Филоклом в 421-406 гг. во время Пелопоннесской войны. Неоднократно подвергавшийся пожарам и каждый раз восстанавливаемый Эрехтейон в VI в. н.э. был освящен в христианскую церковь, а когда Акрополь стал турецкой крепостью, его преобразовали в гарем начальника гарнизона. После независимости Греции зданию были возвращены первоначальные формы. Главный корпус представляет собой прямоугольный в плане храм с размерами 20,03 м х 11 , 21 м и шестью стройнейшими ионическими колоннами на восточной стороне. Целла разделена на четыре отделения: в главном, расположенном восточнее всех, находилась архаическая статуя Афины из оливкового дерева: перед статуей горела великолепнейшая бронзовая лампа, произведение скульптора Каллимаха. Западная часть целлы, в свою очередь, была разделена на три комнаты, где имелись алтари Посейдона и легендарного героя Эрихтопия. Гефеста и местного героя Бута. Небольшая дверь вела на восток к ограждению нимфы Папдросы, где росла маслина - священное дерево Афины (существующее дерево было посажено в 1917 году). Отсюда широкая парадная лестница вела к могиле легендарного царя Афин Кекропа, находившейся прямо на юго-западном краю Эрехтейона. В сторону севера, па более высоком уровне, для приведения в соответствие грунта, который понижается, приблизительно, на три метра, был сооружен портик с четырьмя ионическими колоннами на фасаде и двумя по боковым сторонам.




Москофор и Кора

В подземелье, вероятно, хранилась священная змея Эрихтония, которой преподносились в дар медовые лепешки. Знаменитым являлся изысканный ионический декор двери, которая соединяла этот портик с центральным корпусом. Потолок был отделан тончайшими мраморными кессонами, один из кессонов был пуст для указания отверстия, куда попала молния, которой Зевс поразил Эрихтония. Слева от портика три отверстия в скале еще и сейчас указывают на след от трезубца Посейдона, откуда вытекала соленая вода.


Эфеб Критик, произведение в строгом стиле
(ок. 480 г. до н.э. Музей Акрополя).

На противоположной стороне, напротив Парфенона, можно войти в еще один ряд портиков, поддерживаемый не колоннами, а шестью женскими фигурами высотой 2,30 м. Витрувий их называет "Кариатиды", т.к., должно быть, служили они моделями скульптору, изваявшему девушек Карин, близ Спатры; одеты они в ионический иеплос, а на голове у них корзины, служащие капителями. Сильное загрязнение атмосферы вынудило заменить их копиями. Один из оригиналов был перевезен лордом Эльгиным в Лондон, остальные пять хранятся в Музее Акрополя.

При посещении этого Музея, построенного в 1866-1873 гг. сразу же после начала раскопок, можно увидеть уникальную архаическую греческую скульптуру. Действительно, здесь собраны известняковые фронтоны храмов, разрушенных персами, многочисленные статуи юношей (как и т.н. Москофор, или несущий теленка, относящийся к 560 до и.о.) и девушек (т.н. коры), а также другие материалы, обнаруженные в персидской насыпи. Кроме того, здесь можно любоваться классическими шедеврами: например, сохранившимися пластинами Парфенона с изображением процессий Панафиней и балюстрады Нике.

Лишь один взгляд со стен Акрополя позволяет нам охватить весь город. В сторону юго-востока, близ Музея, прямо па склонах Акрополя - театр Диониса, а дальше - колонны храма Зевса Олимпийского и белая масса стадиона, восстановленного в 1896 году для первых современных Олимпийских игр. На противоположной стороне виднеются две римские агоры с библиотекой Адриана и башней ветров, а дальше, в сторону востока - греческая агора с возвышающимся великолепно сохранившимся храмом Гефеста.

← Назад